Египетский Музей 

В Египетском музее Вас встретит самая богатая в мире коллекция египетского искусства. Незабываемые экскурсии Вы сможете совершить на папирусную и ювелирную фабрики, а также в Музей парфюмерии с его чарующими запахами. Величественное здание, в котором сейчас располагается Египетский музей в Каире, было построено по проекту французского архитектора Марселя Дурньона. Здесь собрана самая большая коллекция египетского искусства в мире. Вы увидите гигантский акведук от Нила к Цитадели, башню Бейт Аль Сеннар и здание старейшего арабского университета Аль-Азхар. Ну и, несомненно, Вы посетите базар ремесленников Хан-эль-Халили - самый большой базар на Ближнем Востоке, мало изменившийся с XIV века, где Вы с головой погрузитесь в восточную экзотику с ее невообразимой кутерьмой и разнообразием.

Голова фараона Усеркафа. Розовый гранит. Высота 67 см. 5-я династия. Саккара. Голова царя Усеркафа была найдена в царском погребальном храме около Саккары. Это был период, когда культ Солнца (культ Ра) Гелиопоса стал государственной религией. Эта скульптура передала его лучший расцвет.

Золотая "голова" мумифицированного сокола. 5-я династия. Гиераконполис. Хорус был основным богом Гиераконполиса. Его представляют в виде ястреба. На этой фотографии на нем надета корона из перьев, два вертикальных страусиных пера из золота, а перед ним змея - символ силы царя.

Молельня фараона Тутмоса III. Крашеный песчаник. 18-я династия. Дейр-эль-Бахри. Окрашенные рельефы, изображают фараона Тутмоса III с супругой, поклоняющихся Хатхор и Амон - Ра.

Незаконченная голова царицы Нефертити. Коричневый кварцит. Высота 33 см.18-я династия. Эль-Амарна.

Сундук для драгоценностей фараона Аменхотепа III. 18-я династия. Долина царей. Ящики для драгоценностей были сделаны из дерева с инкрустацией голубой ляпис-лазурью, окрашенные глазурью и карнелианом. Дерево было позолоченным; иногда наклеивалась тонкая золотая пленка. Кроме иероглифов и картушей изображение показывает символ "анх", петлю жизни, украшающую нижний бордюр.

Фрагмент крышки гроба царицы Мааткере. 21-я династия. Долина царей. Долина Царей (западный берег рядом с Фивами) ассоциируется с самыми фантастическими рассказами про воров гробниц в 19-ом веке. Жители этой деревни, расположенной на бывшем Некрополисе, в 1875 году незаконно раскопали гробницы и продавали находки кому попало. В 1881 году правительство узнало об этой деятельности. Оставшиеся находки, включая те, что были из "импровизированного коллективного гроба", были отправлены в Каир, где ими можно сейчас полюбоваться в Музее.

Крашенная лже-дверь. 6-я династия. Саккара. Показана ложная дверь жертвенной комнаты (надгробный обелиск углубляется в стену). Она служила для исполнения ритуалов в гробницах и погребальных храмах. Целью её было обеспечение связи между живыми и мертвыми. Жертвоприношения и молитвы, которые были представлены как обязательства по отношению к умершим, исполнялись перед ней.

Крашенный рельеф с изображением турнира рыбаков. 6-я династия. Саккара. Биться на поединке баграми от рыболовных лодок было видом физической тренировки - спорт, в котором участники с помощью длинных багров стараются выбить с позиции и свалить друг друга в воду.

Стела с изображением управляющего Аменемхета . 11-я династия. Окрашенный известняк. Абидос. Изображена сцена пира. На столе разные сорта мяса и овощей.

Фараон Микеринус с богиней Хатхор и богиней Нома. Зеленый сланец.Высота 98 см.4-я династия. Гиза. Царь Микеринус, строитель третьей пирамиды Гиза, между богиней Хатхор и местной богиней, над головой которой можно видеть эмблему Диаполиса Микры. На царе - корона Южного Египта. Богиню Хатхор опознают по солнечному диску между рогами коровы.

Царица страны Пунт. Из храма царицы Хатшепсут. 18-я династия. Дейр-эль-Бахри. Загадочная Хатшепсут. Она приказала отправить экспедиции к таинственной земле Пунт. Пунт был поставщиком в Египет ладана, золота и пигмеев и должен был находиться где-то на африканском берегу Красного моря. "Царица Пунта" изображена как полная женщина. Слева два египтянина со слитками золота.

Деревянная статуя молодого человека. 6-я династия. Саккара. Из гробницы Мерира Ха-Иштеф, позднего периода 6-ой династии - три великолепно выполненные работы уцелевшего искусства, известные как "деревянные статуэтки обнаженного молодого человека".

Женщина варит пиво. Окрашенная известняковая статуэтка. 5-я династия. Саккара. Помимо воды, пиво было традиционным напитком египтян, живых и мертвых, оно было также "напитком награды богов". Ячмень толкли, увлажняли и комки слегка пекли. Этот "хлеб" размягчали размачиванием в воде и после брожения фильтровали в горшок.

Карлик Сенеб со своей женой и детьми. Известняк. Высота 33 см. 5-6-я династии. Гиза. Патологически деформированные карликовые египтяне были преобладающим образом домашними слугами и были способны подняться до высокого чина. Сенеб был "другом царя" и "надзирателем дворца". Он также служил в качестве священника в погребальных храмах. Настоящие пигмеи пришли в Египет из внутренней области Африки и были переименованы "танцовщиками бога" царских "шутов".

Писарь со свитком папируса. Известняк. Высота 50 см. 4-5-я династии. Саккара. Писец в Египте был официальным административным лицом, человеком, поднявшемся в государственной жизни выше обычного народа. Он был "дворянином всех профессий". Быть писцом было почётно. Этот писец со своим свитком папируса был высоким сановником.

Принц Рахотеп с супругой принцессой Неферт. Известняк. Выс.120см. 4-я династия. Медум. Принцесса носит повязку на голове, ожерелье, льняное платье и парик. На принце - ожерелье с амулетом. За ними видны иероглифы - символы. Рахотеп был сыном царя Снефру. Он занимал высшие должности и, по др.-ег. обычаю, носил только короткий фартук.

Рыболовные лодки. 11-я династия. Дейр-эль-Бахри. Гробница Мэкэтер. Изображены лодки, вытягивающие сеть с нильской рыбой. С 6-ой династии такие статуэтки ставили рядом с гробом умершего.

Фараон Сенусерт (Сесострис) I . 12-я династия. Лишт. Сенусерт (Сесострис) I был одним из трех царей, носящих это имя в 12-ой династии, Это имя значит "Человек Сильного" (принадлежащий могущественной богине). Его пирамида находилась около Лишта. Сенусерт руководил кампанией против Нубии и проводил активное строительство, особенно в Карнаке и Гелиополисе.

Сорок египетских солдат со щитами и копьями . 12-я династия. Асьют. С 6-ой династии деревянные статуэтки слуг начали появляться в комнатах культа. Они располагались рядом с гробом умершего.

Статуя "Сельский староста"(Шейх-эль-Балад). Древесина. Высота 110 см. 5-я династия. Саккара. Фигура Ка-Апера, больше известная как "деревенский судья", представляет собой священника и высокопоставленного государственного деятеля. Глаза из кварца вставлены в медные веки. Фигура была известна как "деревенский судья" с тех пор, как была найдена экскаваторщиком, потому что имела сходство с местным деревенским судьей.

Статуэтка служанки. Покрашенное дерево.11-я династия. Дейр-эль-Бахри. Эта деревянная статуэтка из гробницы Мактира в Дейр-эль-Бахри изображает женщину в красочном одеянии в виде рыбной чешуи, совершающую жертвоприношения. На ее голове корзина с четырьмя котелками, в ее правой руке утка.

Фараон Хефрен. Диорит. Высота 168 см. 4-я династия. Гиза. Сидящая статуя-портрет Хефрена, строителя второй пирамиды. За головой царя ястребоголовый Бог Хорус. Как Бог неба и ястреб неба, он был равен царю (для своего народа правитель был проявлением Хоруса). На троне видна эмблема соединенных царств Северного и Южного Египта - папирус и цветок лотоса. Фараон Хефрен - основатель второй по величине пирамиды в Гизе.

Известняковый колосс фараона Эхнатона. 18-я династия. Эль-Амарна. Все черты форм тела и лица Эхнатона изображены очень реалистически.

Погребальный папирус из "Книги мертвых" - это коллекция поговорок, помещаемых в гробнице умершего. Наверху - сельское хозяйство, внизу - покойный перед судьей мертвых, справа - фигурки божеств.

Египетский музей был основан в 1858 г. Огюстом Фердинаном Мариетом, который и стал его первым директором. После смерти Мариета на этом посту его сменил известный археолог Гастон Масперо, по инициативе которого началось строительство нового здания музея в центре Каира, завершившееся в 1902 г. Музей, включающий свыше ста залов, располагает более чем полутора тысячами экспонатов, среди них — крупнейшее в мире собрание египетских древностей. Сюда поступают все археологические находки, сделанные в стране, и в этом одна из заслуг Мариета: благодаря усилиям учёного прекратилось расхищение памятников искусства; до этого их беззастенчиво вывозили за пределы Египта.

Переполненный — ив залах, и в запасниках — памятниками искусства, обычно массивными и тяжеловесными, музей выглядит старомодным. Он и на самом деле не отвечает современным требованиям, предъявляемым к составлению экспозиции. В начале следующего тысячелетия предполагается построить новый музей в районе пирамид в Гизе. Однако старый Египетский музей, который действует почти сто лет, — авторитетный центр мировой египтологии, в котором работали крупнейшие учёные XIX—XX вв.

Музей производит сильнейшее впечатление; посетитель видит здесь прославленные, порой известные ему со школьных лет произведения древнеегипетского искусства.

В первом этаже располагаются знаменитые памятники Древнего царства: плита фараона Нармера, статуи фараона Хефрена, вельможи Каапера, супружеской четы — царевича Рахотепа и царевны Нофрет. Здесь же находятся деревянный рельеф с изображением зодчего Хесира, рельефы и росписи из гробниц Саккары, статуэтки, сосуды. Из памятников искусства Среднего царства представлены статуи фараонов Мемтухотепа I и Аменемхета 111, сфинкс царицы Хатшепсут, мелкая скульптура, керамические и ювелирные изделия. Среди произведений искусства амарнско-го периода поражают колоссальная статуя Эхнатона из храма в Карнаке; прекрасная голова его супруги иа-рииы Нефертити, выполненная из песчаника (скульптура менее известная, чем другие изображения царицы); замечательные рельефы из Ахетатона.

На втором этаже восемь залов экспозиции отведены под сокровиша из гробницы Тутанхамона, уникальные по количеству и художественной ценности. Рядом находится зал мумий, который с 1980 г. был закрыт для посетителей, а в 1994 г. после реконструкции открылся вновь. В витринах, где лежат мумии, поддерживается микроклимат скальных гробниц в Долине царей. Здесь выставлены мумии одиннадцати фараонов, в том числе Тутмоса И, Сети I, Рамсеса II.
P.S.

В 332 г. до н. э. Египет был завоёван Александром Македонским. Великий полководец основал в дельте Нила, на берегу Средиземного моря, город, названный его именем, — Александрию. На основе античной и древнеегипетской художественных традиций в правление греко-македонской династии Птолемеев (305—330 гг. до н. э.) в Египте сложилась одна из самых значительных школ эллинистического искусства — александрийская.

Огромная роль Древнего Египта в истории мировой культуры неоспорима. Немецкий писатель Томас Манн сказал, что Древний Египет — "это до одухотворённости, до призрачности далёкое прошлое". Однако древнеегипетское искусство дарит и совершенно другое ощущение: словно сглаживается колоссальный разрыв веков, прошлое как бы приближается к современному человеку, кажется, что древние предвосхитили и знали многое из того, что люди, утратив в течение веков, стремились открыть вновь.

Hosted by uCoz